Что нужно знать для выбора типа освещения в супермаркете
Успешность продаж в торговых точках различного типа сильно зависит от используемого освещения. Очень важно, чтобы каждый товар в отдельности был освещен правильно, будь то одежда или продукты питания. Для супермаркетов с их крупными торговыми площадями и множеством различных товаров это особенно важно – скорее всего, для различных секций товаров понадобится разное освещение.
Уровень освещенности, измеряемый в люксах, в магазинах обычно составляет от 500 до 1000 Lux. Это несколько больше освещенности в офисных помещениях. Во многих крупных супермаркетах он составляет 1000 Lux, может быть и немногим меньше – но более яркое освещение всегда будет комфортным и предпочтительным для покупателя.
Во время подбора осветительных приборов в зале всегда нужно учитывать запас яркости, так как после установки витрин и стеллажей общая освещенность всегда ухудшается – этот показатель может доходить до 30% потерь. При подборе освещения важны следующие параметры:
- интенсивность освещения (Lux);
- цветовая температура (измеряется в градусах Кельвина, К);
- коэффициент цветопередачи (Ra)
- оттенок цвета.
Слишком высокая интенсивность освещения излишняя – комфортным считается освещенность до 2500 Lux. Цветовая температура света зависит и от региона установки магазина – южнее лучше воспринимается свет в диапазоне от 4000 до 6500К, а севернее от 2500 до 4000К. Нейтральной считается температура в 4000К – это идеальный белый свет. Такой бывает в типовых офисных светильниках, которые устанавливаются на подвесных потолках. Лампы газоразрядного или люминесцентного типа, которые устанавливаются обычно в супермаркетах, могут иметь температуру в более широких пределах – от 2000 до 9000К.
Самое распространенное решение – это идеально белый цвет освещения, но он может отличаться для отдельных типов товаров. Так, для выпечки оптимальным будет свет коричневого оттенка, для ювелирных изделий – теплый и мягкий свет, и др. Чтобы знать, как правильно выбрать освещение для супермаркета, нужно знать параметры конкретного помещения и основной ассортимент товаров.
Самое типовое решение – светильники с люминесцентными лампами либо металлогалогенные газоразрядные лампы. Газоразрядные обычно используются в так называемых точечных светильниках, а люминесцентные в линейных подвесных системах, которые дают более равномерное освещение, но стоят дороже. Другие типы источников освещения, хотя бы те же лампы накаливания, в супермаркетах не применяются ввиду экономической невыгодности и слишком большого выделения тепла.
Как правильно выбрать освещение для супермаркета
Рекомендуется использовать для освещения лампы с высоким коэффициентом цветопередачи, не менее 80%. Это особенно важно в продажах любых товаров, которые оцениваются по своему внешнему виду – от продуктов питания до обоев или ковров. В зависимости от того, какие в конкретном отделе продаются товары, можно понять, как правильно выбрать освещение для супермаркета. Идеальными будут решения с локальным освещением, которое различно для разных групп товаров. Так, существуют следующие оптимальные варианты для определенных видов товаров:
- хлебные отделы – светильники с теплым светом, температура не должна превышать 3000К;
- любые замороженные продукты, а также молочные – люминесцентные светильники с высокой цветопередачей, подчеркивающие яркие упаковки (цвет до 6500К);
- мясные продукты – лампы в витринах со специальным спектром, которые могут хорошо подчеркнуть красный цвет;
- овощи и фрукты – лампы с высокой интенсивностью света и цветопередачей (цвет должен быть максимально близок к солнечному по характеристикам);
- отдел вин – требуется специальное освещение, возможно направленные галогенные лампы;
- одежда, обувь – любые светильники с высоким уровнем освещенности;
- косметика – максимально возможная цветопередача (Ra=100).
Плохим освещением вполне можно испортить продажи в супермаркете – например, если экономить на освещенности, либо применять совершенно неподходящие цвета, которые будут искажать внешний вид товара. Лучше всего изначально планировать освещенность с хорошим запасом, и при этом использовать светильники известных и популярных брендов.
Всего существует три основных типа систем освещения для крупных торговых точек – общее, круговое и акцентирующее. Общее люминесцентное освещение применяется обычно возле прилавков, полок, витрин, и высвечивает их более ярко, чем всю торговую площадь. По периметру применяется менее яркое галогенное освещение. Для акцентирующего освещения также могут использоваться металлогалогенные лампы, в которых должны быть отражатели.